Четверг, 21.11.2024, 19:01
| | Приветствую Вас Гость | RSS

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Сентябрь » 4 » методические рекомендации по экологии
16:28
методические рекомендации по экологии

Учреждение образования «Республиканский центр

экологии и краеведения»

Отделение экологии

Методические рекомендации

«Экологическое образование и воспитание на 2016/ 2017 учебный год»

 

         Экологическое образование является одним из ведущих направлений развития системы образования, это гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся экосистемной познавательной модели, как основы развития экологического мышления, экологической грамотности, и ее творческое применение для накопления личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и проектной  деятельности, ориентированной на ценности экологической этики и устойчивого развития – как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на поддержку и развитие интереса детей к предметам эколого-биологического цикла, формирование навыков экспериментальной и учебно-исследовательской работы по использованию биологических методов и технологий рационального природопользования, развитие гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности, информационной и экологической культуры, досуга. Формы организации работы различны: индивидуальные, групповые (объединения по интересам, клубы, экологические школы развития, академии юных, научные общества учащихся, студии, мастерские, экотеатры, экологические отряды, школьные лесничества), массовые (экологические слеты, акции, форумы, «Экошколы», профильные недели, конференции, конкурсы, праздники, выставки, экофестивали, лагеря и др.).

Базой для педагогического взаимодействия в объединениях по интересам служат: программы объединений по интересам (базовый и повышенный уровни), учебные эколого – биологические комплексы, учебные кабинеты экологии, биологии, охраны природы, тропы здоровья, экологические тропы, сады запахов, зимние сады, комнатные сады, музеи природы, выставки, библиотеки и др.

Содержательные установки реализуются через познавательную, практико-ориентированную, исследовательскую, проектную деятельность.

Эффективными формами экологического образования являются очное, заочное (дистанционное обучение). Очное обучение включает в себя деятельность объединений по интересам эколого-биологического профиля, научных обществ учащихся, творческих мастерских, студий, театров, агитбригад, научных обществ учащихся и др.

Заочное обучение – вид учёбы, который сочетает в себе элементы самообучения и очного обучения. Рекомендуем принять участие в работе Республиканской школы актива юных лесоводов, которая создана с целью оказания помощи школьным лесничествам в экологическом образовании и воспитании учащихся, расширении и углублении знаний о лесе и его обитателях, охране окружающей среды, рациональном природопользовании, привитии навыков практической и исследовательской работы в природе, профессиональной ориентации. Срок обучения – 2 года. Обучение осуществляется путем самостоятельной работы с литературой, выполнения контрольных, курсовых, исследовательских и практических работ, прослушивания лекций, в том числе в очном и дистанционном режиме. Набор осуществляется с сентября по октябрь 2016-2017 учебного года. В июне 2017 года пройдет Республиканский слет юных лесоводов «Если бы я был лесником».

         Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

         Рекомендуем принять участие в работе Республиканской очно-заочной (дистанционной) школы по биологии. Школа обеспечивает углубление и расширение знаний учащихся по общему курсу биологии и экологии, способствует приобретению навыков практической и исследовательской работы, дает возможность учащимся, особенно тем, кто проживает в сельской местности и других населенных пунктах, отдаленных от научных центров, углубленно заниматься биологией. Обучение осуществляется путем лекций и консультирования учащихся в Онлайн режиме, самостоятельной работы с литературой, выполнения контрольных, лабораторных и практических работ, учебных сборов в марте и июне.

В 2016/2017 учебном году в Республиканской очно-заочной (дистанционной) школе по биологии открывается новое направление – объединение по интересам по научно-исследовательской деятельности учащихся. Объединение по интересам поможет получить дополнительные знания по экологии животных, этологии, геоботанике, общей экологии, экологии растений, биотехнологии. Набор в Республиканскую очно-заочную (дистанционную) школу по биологии осуществляется с 1 октября 2016-2017 учебного года.

         На базе учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» в 2016/2017 учебном году будут работать объединения по интересам, осуществляющие экологическое обучение учащихся: «Юный эколог», «Любители природы», «Энергия и энергоэффективность»,«В мире животных», «Мир аквариума», творческая студия «Флория»,  «Экологический экспресс», ландшафтный и интерьерный дизайн «Экодизайн», творческая мастерская «Кветки», «Фитодизайн», «Городские джунгли», «Юный цветовод», «Здравушка», «Мир растений сада и огорода», «Фитомикс», научное общество учащихся «Исследователь» и другие объединения по интересам, в которых учащиеся старшего, среднего и младшего школьного возраста будут иметь возможность раскрыть свои творческие способности, познакомится с интересными фактами из жизни растений и животных, проводить занимательные опыты и эксперименты, овладеть мастерством ландшафтного проектирования, фитодизайна, декоративно-прикладного творчества. Прогрессивная педагогическая модель во все времена высоко ценила роль природы в формировании личности, утверждая, что вся духовная жизнь человека неразрывным образом связана с природой. Мы храним и прославляем богатое природное и культурное наследие, национальное народное творчество, историю и уникальные природные ландшафты, флору и фауну. В этой связи особое внимание следует уделить работе школьных лесничеств, организации экологических троп и зеленых школ, деятельность которых направлена на сохранение и приумножение лесных богатств, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по лесоводству, формирование экологической культуры.

 

С целью формирования высокой экологической культуры учащихся , укрепления их социальной позиции в решении вопросов охраны природы, сохранения биоразнообразия, энергосбережения рекомендуем принять участие в Республиканский конкурс по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» (октябрь 2016- апрель 2017 г.) и Республиканском конкурсе проектов «Зеленая школа» (июнь 2017 г.).

Талантливая молодежь уверенно несет эстафету лучших национальных традиций, поднимает авторитет и престиж государства, создает его реальный суверенитет. Немаловажно воспитание молодого поколения биологов и экологов, которое продолжит работу нынешних ученых и приведет нашу науку на высокую ступень развития.

За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания, внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения учащихся к природе, на природоохранную работу в условиях изучения природы родного края, практический результат. Научно-практическая работа с учащимися не теряет своей актуальности и значимости, налицо результаты: регулярные ежегодные победы юных белорусских ученых на международных конкурсах и олимпиадах биолого-экологических работ. В связи с все нарастающим интересом педагогов и учащихся к этой форме работы, рекомендуем организовать в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи научные общества учащихся.

Рекомендуем принять участие в XXVIII республиканском конкурсе научных биолого – экологических проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (февраль 2017 г.). По итогам республиканского конкурса научных биолого – экологических проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи в апреле-августе 2017 года победители примут участие в Международной олимпиаде проектов молодых ученых и изобретателей IYIPO (г. Тбилиси, Грузия), Стокгольмском Юниорском Водном Конкурсе и др.

С целью формирования экологической грамотности и развития творческих способностей учащихся, потребности в сбережении и приумножении национального, духовного и культурного наследия, воспитания экологической культуры рекомендуем принять участие в образовательном проекте ландшафтных проектов дистанционной формы обучения «Все в сад» (ноябрь 2016 – май 2017 г.г.) и Республиканском экологическом проекте «Украсим Беларусь цветами», в рамках которого будут проходить: республиканский конкурс по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами» (март-ноябрь 2017 года), республиканская экологическая акция «Беречь природу – значит любить Родину» (март-ноябрь 2017 года), республиканский агробиологический конкурс-выставка «Юннат-2017», республиканская выставка-конкурс «Лёд. Цветы. Фантазия» (декабрь 2016 – январь 2017 г.г.).

         Большой популярностью у детей и родителей пользуются летние профильные оздоровительные лагеря. Основные задачи - повышение уровня теоретической и практической биолого-экологической подготовки учащихся в изучении видового разнообразия животного и растительного мира, вовлечение учащихся в активную природоохранную деятельность, формирование здорового образа жизни, практическое применение знаний о природе, своем здоровье, знакомство с культурным наследием нашего народа, с историческими местами, памятниками ближайших населенных пунктов, изучение краеведческого материала. Рекомендуем принять участие в работе летнего профильного оздоровительного лагеря «Экошкола 2017» (июнь-июль).

Трудовое воспитание выступает как важное средство экологической подготовки учащихся, способствует применению и закреплению полученных знаний и умений, побуждает к приобретению новых знаний, являясь одновременно и их новым источником. Неотъемлимой частью трудового воспитания является деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, уходом за растениями и животными. С целью активизации, проводимой опытнической, экспериментальной, исследовательской работы, выявлению талантливых учащихся в области опытно-экспериментальной и практической деятельности рекомендуем принять участие в республиканском конкурсе по итогам опытнической и исследовательской работы «Юннат - 2017».

Важным компонентом творческой деятельности учащихся является работа с природным материалом в объединениях по интересам. Организация и проведение выставок и тематических показов детских творческих работ, выполненных с использованием разнообразного природного материала, являются эффективным средством демонстрации и пропаганды детского творчества. Республиканская галерея «Природа и творчество» учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» рекомендует принять участие в выставках-презентациях «Природа - советчик, помощник и друг» региональные учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля (март 2017, май 2017, сентябрь 2017).  

Особое место в экологическом воспитании отводится организации работы по формированию здорового образа жизни. Помочь ребенку сделать правильный выбор, показать его единство с природой, сформировать негативное отношение к вредным привычкам – задача, стоящая перед учреждениями образования. Рекомендуем организовать в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в шестой день школьной недели работу «Зеленых школ», экологических гостиных, фито- и кандибаров («Зеленое лакомство», клуб «Зеленый витамин»);  проведение семейных праздников, природоведческих экскурсий, походов, экологических прогулок в природу, экотроп.

На формирование экологического мышления, ответственности за состояние окружающей среды, творческого самовыражения учащихся и молодёжи наряду с традиционными и хорошо себя зарекомендовавшими рекомендуем провести «Заседание клуба активистов-экологов «Экоэрудит», экологические акции и трудовые десанты по благоустройству территорий «Экобумеранг», детские научно-практические конференции и «круглые столы» по итогам опытнической и исследовательской деятельности, комплексные мероприятия «Клуб друзей природы» и др.

         Рекомендуем внедрить в практику перспективные дополнительные услуги по запросам детей, а именно: проведение экологических практикумов («Определение качества воды», «Определение качества продуктов питания» и др.);  ландшафтному дизайну, энергоэффективности, ботанике, цветоводству; мастер-классов по декупажу, валянию, граттажу и др. («Делаем сами своими руками», «Всё в дело или дадим отходам вторую жизнь», «Изготовление аксессуаров и мини-композиций»).

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля имеют широкие практические возможности разностороннего сотрудничества с семьей. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей и молодежи должно быть направлено на активное включение родителей в образовательный процесс через участие в мастер-классах, выставках творчества, экскурсиях, походах, досуговой деятельности, используя возможности выходных и праздничных дней. Рекомендуем проведение тематических дискуссионных площадок: «Экоград», «Я и моя семья», «Мой родовод», «Традиции в моей семье», «Моя малая Родина» и др .

Эффективной формой экологического воспитания является проведение профильных дней, недель, месячников биологии, природоведения, агробиологии, экологии, задача которых заключается в поддержании интереса учащихся к эколого-биологическим дисциплинам, вовлечение учащихся в совместную коллективно-творческую деятельность, формирование экологической грамотности и бережного отношения к окружающей среде.

Республиканский центр экологии и краеведения предлагает для учащихся разных возрастов и их родителей  увлекательные экскурсионные программы, в т.ч. с интерактивными элементами. Приглашаем посетить  оранжерею «Городские джунгли», галерею «Природа и творчество», мини-зоопарк, уголок живой природы, а также выездные экологические экскурсии, экскурсии «Сады и парки Беларуси», путешествие по экологическим тропам и маршрутам, музеям природы Беларуси.

         С 1 по 15 сентября 2016 года приглашаем посетить учреждения дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля в рамках Недели учреждений дополнительного образования детей и молодежи стать участниками интерактивных представлений различных познавательно-развлекательных программ др.

 

Природная среда определяет содержание многих игр на местности – экологических, краеведческих, туристических, познавательных. Гуманизировать отношения учащихся с природой помогает знание белорусского народного календаря, который строится на фольклоре и народных традициях. В процессе проведения народных игр, обрядов, праздников, исполнения песен, танцев, чтения сказок о птицах, животных, растениях у детей формируется бережное отношение к природе, глубоко осмысливается все живое, раскрывается земное предназначение человека, его роль в общей системе мироздания. Рекомендуем проведение праздников традиционного народного календаря белоруссов с сохранением региогальных этнографических особенностей «Багач», «Масленіца», «Гуканне Вясны», «Вербніца», «Каляды»  и  культурно-образовательного проекта «Крочым разам у мінулае» др.

         Наиболее распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности детей по экологическому воспитанию можно назвать конкурсы, экофестивали, конкурсно-игровые программы, тематические программы (эконедели, недели музыки, театра, литературы и пр.), викторины, театрализованные представления, культурно-спортивные программы, музыкально-развлекательные мероприятия, мастер-классы для детей по различным видам творчества и ремесел и др.

 Культурно-досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации детей. Она невозможна без всем известных праздничных событий и значимых дат: День знаний, Праздник осени,  Праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, День Солнца, День натуралиста, Пасха, День Победы и многих других. Также большой отклик у детей получают тематические дни и оригинальные праздничные мероприятия, такие как: День родного языка, Праздник красоты и здоровья, Праздник часов, Фестиваль цветов, День одного цветка, Праздник одной песни, День загадок, Праздник одного стихотворения, День сказки, Праздник фантазии, День именинника, День рождения календаря, День Земли, День города, День юмора, Праздник игры и игрушки, Книжкины именины и др.     

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с природным календарем, народными обычаями и традициями, получение определенных экологических знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.

Особое место в организации культурно-досуговой деятельности детей занимают игры (экологические, сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, интеллектуально-познавательные, игры-путешествия, спортивно-оздоровительные и др).

Игра выступает как средство развития личности ребенка, развлечения, отдыха, общения, как психокоррекционное средство; посредством игры закладываются основы мировоззренческой системы ребенка. Каждая игра (равно как и любой другой методический прием) должна быть необходима для раскрытия темы того или иного занятия в помещении или на природе. Игра не самоцель, игра - эффективный способ передачи информации, проверенное средство создания мотивации к обучению. Необходимо помнить, что обязательным завершением каждой игры должен стать ее анализ.

Особенно набирает популярность у ребят разного возраста, а также и их родителей участие в экоквестах. Квест (англ. quest в переводе вызов, поиск, приключение). Игрок-эколог  или команда получает первое задание, в котором содержится зашифрованная информация о том, где надо искать следующее. У участников есть определенное время для прохождения каждого пункта квеста. Игра завершается, когда игроки последовательно прошли от пункта к пункту и добрались до последней записки, а с нею - до заслуженного приза. В этом необычно захватывающем приключении ребятам не обойтись без смекалки, логического мышления, знаний по определенным предметам, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами. Особенно такая форма продуктивна при проведении экскурсий в природу, учебному эколого-биологическому комплексу.

Различные праздники, коллективно-творческие дела, тематические вечера, заседания дискуссионных клубов, творческие и познавательные игры и многое-многое другое. Без них уже невозможно представить жизнь учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля.

Важным направлением государственной политики в наши дни остается обеспечение энергетической безопасности белорусского государства через создание в стране целостной системы экономии материальных ресурсов. Энергосбережение является одним из главных приоритетов государственной политики. В 2016/2017 учебном году следует продолжить работу по информированию педагогов о проблемах энергосбережения и перспективах проведения энергосберегающих мероприятий.

Большое внимание следует уделить обучению учащихся и педагогов по внедрению низкозатратных практико-ориентированных практик по энергосбережению дома и в школе, отработать практические навыки с целью формирования у молодёжи поведения, способствующего снижению потребления невозобновляемых энергетических ресурсов.

Рекомендуем принять участие в республиканском конкурсе «Энергия и среда обитания» (2016-2017г.г.), акциях: «Беречь природу – значит любить Родину», «Сбереги дерево-сдай макулатуру», «Мой друг - гном Эконом».     

При планировании работы по экологическому воспитанию особое внимание следует уделить мероприятиям по датам Международного и Всемирного экологического календаря:

16 сентября – «Международный день охраны озонового слоя»;

22 сентября – «Всемирный день без автомобиля»;

11 ноября – «Международный день энергосбережения»;

11 января - «День заповедников и национальных парков»;

2 февраля – «Всемирный день водно-болотных угодий»;

22 марта – «Всемирный день водных ресурсов»,

30 марта – «Час Земли»;

15 апреля – «День экологических знаний»;

22 апреля - «Международный день Земли»;

5 мая - «Международный день солнца»;

15 мая – «Международный день климата»;

22 мая – «Международный день биологического разнообразия»;

5 июня - «Всемирный день охраны окружающей среды»;

15 июня - «Всемирный день юннатского движения»;

18-22 июня – «Европейская неделя устойчивой энергетики».

Просмотров: 593 | Добавил: mahnachs | Теги: методические рекомендации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz